Общество
В ближайшие 10 лет Россия может лишиться основной части своего археологического достояния
Фото
Московские Ведомости

Автор: Наталья Смирнова 

15 июля 2023 14:40:58

929

В России законы, контролирующие деятельность «черных» копателей, практически не работают. Ажиотаж частных коллекционеров подстегивает деятельность преступников, а работа групп оперативного реагирования находится в пассивной фазе. Научное сообщество вынужденно своими силами отслеживать «копателей». Об этом рассказала заведующая сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Надежда Артемьева.

По словам дальневосточных археологов, деятельность «черных» копателей в Приморье идет бешенными темпами. Органы охраны археологических памятников и истории культуры, ФСБ, полиция реагирует на них слабо. 

«Еще недавно мы активно сотрудничали с данными ведомствами, и совместная работа приносила плоды — «черные» копатели, так сказать, притихли. Но сейчас мы видим, как преступность расцветает буйным цветом. Это неудивительно. С одной стороны, запрос на предметы старины со стороны частных коллекционеров растет, с другой – сейчас можно купить металлодетектор по доступной цене без всяких проблем», — говорит Надежда Артемьева. 

На ее взгляд, разделение археологов на «белых» и «черных» неприемлемо. 

«Такого понятия как «черная» археология просто не существует. Здесь речь идет о «черных» копателях, которые нарушают закон и являются преступными элементами. Эти люди не просто мешают науке, они наносят ей большой вред и по сути своей – обворовывают государство», — поясняет Артемьева. 

В Институте истории уверены, что именно любители украшать артефактами дома и развешивать предметы старины на стенах стимулируют преступную деятельность копателей, которые так и будут нарушать закон ради собственной выгоды.

«Понятно, что стоимость многих находок средневекового периода на рынке очень высокая. Но ведь в Приморье даже специалистов по оценке реальной ценности таких вещей почти нет! В антикварных магазинах можно встретить артефакты, которые продают за 50 рублей, в то время как настоящая материальная их стоимость в десятки раз выше. Но «история» пользуется популярностью и масштабы грабительских раскопок приобретают критический характер», — говорит собеседница издания. 

По словам эксперта, в год сегодня уничтожается до 500 памятников археологии. В России уже практически нет ни одного памятника археологии, которого бы не коснулись грабительские раскопки.

«Масштабы бедствия подтверждает простой мониторинг интернет-сайтов, где путем простой арифметики можно посчитать количество реализуемых незаконным путем артефактов, — говорит археолог. — «Черные» копатели видят материальную ценность артефактов, в то время как мы, научное сообщество, рассматриваем каждый найденный предмет как звено длинной цепочки научного поиска, которое может стать подсказкой для решения поставленных задач. Эту очень серьезную проблему необходимо решать на правительственном уровне».

По мнению Надежды Артемьевой, если грабительские раскопки продолжатся в таком темпе, то уже в ближайшие 10 лет Россия может лишиться основной части своего археологического достояния. 

По словам археологов, это очень серьезная проблема, решать которую необходимо уже на правительственном уровне. 

«Я хочу подчеркнуть, что любая находка: каждый гвоздь, каждая монетка — это достояние государства», — говорит эксперт. — Заканчивая полевой сезон, мы отчитываемся за проделанную работу перед Полевым комитетом Института археологии РАН, сдавая туда свои научные полевые отчеты, которые проходят экспертизу, и после этого принимаются на государственное хранение в архив Института археологии РАН. Разрешение на проведение археологических исследований каждому специалисту выдает Министерство культуры РФ. А как действуют копатели? Вырывают из исторического слоя пласт, добавляя работы археологам, создавая нам препятствия на пути изучения древней и средневековой истории Дальнего Востока, ушедших эпох и периодов, которые канули в века». 

Интересно, что специалисты, занимающиеся официальной деятельностью, связанной с продажей антикварных предметов, высказывают на этот счет иное мнение.

Эксперт в нумизматике г. Владивостока Евгений Червоненко:

«Что касается «черной» археологии, с таким явлением я не соприкасаюсь в принципе, потому что вещи, которые копаются в регионе, очень специфические и собираются узким кругом людей. Но мое личное мнение таково: «чернокопательство» — это благо, так как наша археология никогда не дойдет до большинства предметов, которые спрятаны в недрах нашей земли. В Приморье очень кислотные почвы, способствующие быстрому гниению вещей и, по большому счету, для нашего мира не так уж и важно кто достал артефакт и куда отдал его в последствии: в частную ли коллекцию, или в музей. По сути, «черные» археологи помогают «белым» делать их работу». 

Реклама