18 июля 2023 13:29:06
В Госдуме предложили информировать пользователей Сети Интернет и социальных сетей о том, каким образом на их веб-страницах, аккаунтах и электронной почте появляется тот или иной рекламный контент
Соответствующий законопроект уже подготовлен, прошёл согласование и получил одобрение в Администрации Президента РФ, Минцифры, Роскомнадзоре, Общественной палате и Антимонопольной службе. Концептуально с законопроектом согласны и представители глобальных цифровых платформ, принявшие участие в заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Зампредседателя профильного думского комитета, автор законопроекта Антон Горелкин заявил, что цифровые платформы в настоящее время имеют огромный ресурс для разного рода манипуляций, причём, не только с рекламным контентом. В ряде случаев, по словам депутата, пользователи могут получать «некую пропагандисткою информацию», к примеру, в виде ссылок.
Парламентарий отметил, что новый законопроект направлен на регулирование рекомендательных алгоритмов, которые анализируют предпочтения пользователей и предсказывают, что может понравиться им в будущем. Это, как заметил Горелкин, не означает запрета на контекстную рекламу, но пользователь должен знать, из каких источников и кто получает информацию о нём в виде персональных данных или его увлечениях, пристрастиях и образе жизни.
Владельцев цифровых платформ обяжут информировать пользователей об источниках получения информации, а Роскомнадзор будет следить за исполнением закона.
«Пользователь должен знать, что сервис, на который он заходит – будь то маркетплейс, мессенджер или любой другой портал, должен быть уверен, что эта цифровая платформа работает в рамках так называемых рекомендательных алгоритмов», – резюмировал Горелкин.
Руководитель регионального образовательного центра IT-Куб, эксперт в области кибербезопасности Андрей Солодовников рассказал изданию «Московские ведомости», что многие глобальные цифровые платформы уже информируют пользователей об использовании рекомендательных алгоритмов. Соответствующие правила, например, можно найти в Яндексе. В Думе, по его словам, лишь предлагают оформить это в законные рамки.
«Сферу рекомендательных алгоритмов нужно приводить в порядок. Однако открытым остаётся вопрос контроля за соблюдением закона в случае его принятия. Из-за обилия разного рода цифровых платформ, в том числе и зарубежных, а также большого числа хостингов-однодневок, сегодня крайне сложно блокировать нарушителей. Об этом можно судить по неуменьшающемуся количеству продолжающих «работать» в сети мошенников или, например, порно-сайтов», – пояснил эксперт.
Специалист также отметил, что данные о предпочтениях пользователей могут собирать находящиеся в спящем режиме телевизоры или «умные» колонки. Не случайно многие порталы предлагают пользователям отключить рекламу, но эта услуга платная. Чаще всего это практикуется в мобильных приложениях.
«Безусловно, человек должен знать, кто и каким способом черпает информацию о нём. Тем не менее, рекламы, которая человеку вроде бы и не нужна, в интернете меньше не будет», – отметил эксперт.
Ранее «Московская газета» сообщала, что в 2022 году персональные данные 65 млн россиян были украдены во время DDoS-атак.