Общество
С какими трудностями сталкивается российское пчеловодство и можно ли их преодолеть
Фото
Московские Ведомости

14 августа 2023 15:14:12

487

В текущем году Россия может более чем на треть увеличить экспорт мёда. Об этом на пресс-конференции, посвящённой исследованию качества мёда, рассказал первый зампред комитета Совета федерации по агро-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин

Сенатор напомнил, что пчеловодство веками являлось важной для нашей страны отраслью сельского хозяйства. Мёд относится к продуктам, очень полезным для здоровья человека, а воск используется, в том числе для производства свечей и в других сферах. В России ежегодный объём производства мёда составляет 60-65 тыс. тонн, из которых на экспорт отправлялось около 4 тыс. тонн. Митин отметил, что в текущем году можно будет экспортировать на 1,5 тыс. тонн мёда больше, однако РФ всё ещё занимает 39-е место в мире по этому показателю. Российское пчеловодство, учитывая ресурсы страны и обширные традиции развития этой отрасли, явно имеет большой потенциал роста.

В настоящее время в России около 110 тыс. пчеловодов, в основном работающих в небольших хозяйствах. Поэтому дальнейшее развитие данного направления сельского хозяйства открывает возможности не только для повышения внутреннего производства и экспорта мёда, но и создания новых рабочих мест и стимулирования предпринимательской активности. Однако перед отраслью по-прежнему стоят несколько серьёзных проблем, сдерживающих её развитие. В частности, с весны нынешнего года в соответствии с нормами Таможенного союза серьёзно ужесточились требования к санитарно-ветеринарным проверкам пчеловодческой продукции.

Председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства Сергей Тастан назвал это давлением на бизнес, поскольку количество параметров, которые необходимо исследовать в образцах мёда перед легальным выходом на рынок, сильно выросло, а проводить эти исследования предприниматели по-прежнему вынуждены за свой счёт. Из-за этого расходы бизнеса вырастают в разы. 

Руководитель Кузбасского регионального отделения Союза пчеловодов России Андрей Любимов отметил, что в РФ действуют ГОСТы лишь для монофлерного меда, такого как гречишный, липовый или каштановый, однако производителей цветочного мёда из разных трав всё равно заставят сдавать пыльцевой анализ, хотя ГОСТы для таких сортов не установлены. Эксперт назвал такие требования необоснованными. Впрочем, пока розничные цены на мёд остаются более-менее стабильными, а их рост значительно меньше, чем в случае с большинством других продовольственных товаров. 

Председатель Союза пчеловодов России Валерий Капунин отметил, что сбор урожая в последнее время снижается, однако в силу разных причин упал и спрос. Поскольку мёд не относится к продуктам первой необходимости, и при сильном подорожании многие клиенты просто откажутся от его покупки, пчеловоды вынуждены максимально сдерживать рост цен, хотя их издержки год от года возрастают. Дорожают в том числе материалы для постройки ульев и топливо для техники. Соответственно, рентабельность этого бизнеса находится не в лучшем состоянии. Капунин выразил надежду на то, что популярность мёда в обществе через некоторое время восстановится.

Наконец, одной из важнейших проблем остаётся гибель пчёл из-за неудачного взаимодействия с фермерами. О массовом море пчёл заговорили с 2019 года, когда это наблюдалось в Удмуртии, Алтайском крае, Курской, Липецкой областях и ряде других регионов. Пчеловоды небезосновательно винили в своих бедах владельцев полей и садов, которые в борьбе с вредителями и для поднятия урожайности обрабатывали растения опасными химикатами и пестицидами. Пчёлы, опылявшие эти растения, получали отравление и гибли. Многие пасеки из-за этого вынуждены были закрыться или поменять место дислокации. Обращения к фермерам с просьбой оповещать пчеловодов заранее о планируемой химобработке зачастую игнорировались. В итоге в ряде случаев потребовалось вмешательство правоохранительных органов. Однако, по словам самих пчеловодов, немногие готовы судиться с нарушителями, восстанавливать справедливость и добиваться возмещения потерь. Нередко оказывается проще и дешевле закрыть бизнес.

Заведующий кафедрой аквакультуры и пчеловодства Российского государственного аграрного университета МСХА имени Тимирязева Альфир Маннапов сетовал, что многие агропромышленники даже не задумываются о том, что необходимо не только оберегать растения от вредителей, но и сохранять биоресурсы, необходимые для созревания урожая, в том числе пчёл. Ведь без опыления никакого урожая не будет. Учёный оценивал потери российского сельского хозяйства от неграмотного обращения с химикатами в триллион рублей за год. Он отметил, что необходимо госрегулирование использования химических веществ для обработки полей, введение законодательной обязанности оповещать пчеловодов о будущей обработке и установление ответственности за нарушения этих правил вплоть до запрета заниматься сельским хозяйством для бизнесменов, на землях которых был зафиксирован массовый мор пчёл. Однако доктор биологических наук Светлана Нефедова напомнила, что большинство пасек в России работают без официальной регистрации, поэтому соседние сельхозпредприятия могут даже не подозревать, что рядом существует пасека, и потому не оповещать её владельцев о грядущей химобработке. 

С тех пор законодательные требования, вводимые ради сохранения пчеловодческой отрасли, постепенно ужесточаются, однако проблема до сих пор не решена. Летом текущего года на массовую гибель пчёл из-за обработки полей химикатами пожаловались пасечники из Ишимбая и Стерлитамака в Башкортостане. Аналогичные случаи фиксируются и в соседнем Татарстане. Пчеловоды отмечают, что местные фермеры, особенно занятые выращиванием рапса, используют инсектициды 1 класса опасности, указывают недостоверное время обработки в оповещениях и отказываются идти на конструктивный диалог по данной теме. Минсельхоз республики пообещал разобраться в ситуации, начал проверку с целью установления точных причин гибели пчёл и организует обучение аграриев, чтобы подобных происшествий в будущем можно было избежать. Руководитель общественной организации «Пчеловоды Татарстана» Шавкат Хайруллин подчеркнул, что существуют безопасные для полезных насекомых биопестициды, однако ими мало кто пользуется, предпочитая более радикальные методы борьбы с вредителями. 

Впрочем, проректор по научной и инновационной деятельности Башкирского государственного аграрного университета Иван Чудов уверен, что решение этой проблемы в обозримом будущем удастся найти. О своём взгляде на ситуацию Чудов рассказал на пресс-конференции, посвящённой исследованию качества мёда. 

«Если говорить об информации о гибели пчёл, которая периодически приходит из разных регионов, то каждый случай стоит рассматривать индивидуально. В большинстве случаев такое происходит, когда пчеловод не осведомлён о предстоящей агрохимической обработке рядом с пасекой или кочёвкой. Однако сейчас эти вопросы более-менее урегулированы с законодательной точки зрения. Сельхозпроизводители обязаны предупреждать и предупреждают пчеловодов о химической обработке, поэтому говорить, что существуют какие-то серьёзные препятствия со стороны сельхозпроизводителей, не приходится», — уверен Чудов, 

Он добавил, что необходимо и дальше налаживать коммуникации между агрономами и пчеловодами. 

«В то же время внедрение органического производства сельхозпродукции, в том числе продукции растениеводства, должно снять все оставшиеся вопросы. Потому что органическое производство уже не предполагает использования химических пестицидов. И на этом смогут заработать как пчеловоды, так и сами сельхозпроизводители, поскольку повысится качество продукции, и не будет каких-либо препятствий при взаимодействии этих двух структур», — заключил Иван Чудов.

Реклама