Экономика
Чего ждать от цен на бензин и дизель в России
Фото
Московские Ведомости

18 августа 2023 16:18:00

677

Оптовые цены на топливо в России бьют рекорды. По последним данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость дизтоплива с конца июля выросла на 17%, самый популярный бензин Аи-95 подорожал более чем на 5%, а оптовые цены на мазут за считаные недели и вовсе выросли на треть

До этого бензин и дизель немного подешевели на фоне заявлений правительства о том, что вскоре будут приняты серьёзные меры для сдерживания роста цен. В частности, в Минэнерго собирались повысить нормы продажи топлива для нефтяных компаний и ограничить экспорт. 

На фоне слабеющего рубля именно активные продажи нефтепродуктов за рубеж приводят к их подорожанию внутри страны. Нефтяным компаниям становится выгоднее продать продукцию за границу, чем реализовывать её внутри страны за обесценивающуюся нацвалюту. Власти рассматривают два основных механизма ограничения экспорта – создание списка спецэкспортёров с последующим запретом продавать бензин в другие страны для тех компаний, которые в список не войдут, или введение экспортных лицензий, которые будет выдавать Минэнерго. 

Однако «Коммерсант» отмечает, что пока никаких реальных мер не было принято, а реакция рынка на заявления чиновников уже прошла, и цены вновь поползли вверх. Ситуация на топливном рынке остаётся непростой, поскольку неопределённость с курсом рубля сохраняется. После того, как Центробанк резко поднял ключевую ставку с 8,5% до 12%, доллар подешевел со 101 до 94-96 рублей. Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович объяснил, что свою роль сыграло как поднятие ключевой ставки, так и последовавшая за этим экстренная встреча президента Владимира Путина с членами экономического блока, на которой обсуждалось введение более жёсткого контроля за потоками капитала. По словам Остапковича, сама эта риторика даже без принятия конкретных решений оказала серьёзное воздействие на валютный рынок. Однако делать далекоидущие выводы из скачков курса за несколько дней не стоит, поскольку какое-нибудь следующее заявление может вновь отправить рубль в пике. А значит и говорить о стабилизации цен на топливо пока, видимо, преждевременно.

Экономист Владимир Штыков в беседе с изданием «Московские ведомости» отметил, что пугаться роста оптовых цен на бензин и дизтопливо пока не стоит. На ценах на АЗС эта динамика пока отразиться не должна, если сами владельцы заправок не начнут спекулировать на медийной повестке. Одной из мер на пути к стабилизации цен, по мнению эксперта, является ограничение экспорта топлива. 

«Биржевые котировки растут с конца прошлого месяца и уже преодолевают порог в 66 900 рублей за тонну, что более, чем на 10% превышает показатели месячной давности. Это объясняется новым правилом, согласно которому с 1 сентября выплаты по демпферу упадут вдвое. Добавляет проблем и слабый рубль. Простыми словами, российским поставщикам в текущих условиях выгоднее экспортировать топливо, а не продавать его внутри страны. Если тенденция к росту цен будет сохраняться, власти будут вынуждены ввести ограничения на экспорт, что поможет стабилизировать рынок», — подытожил собеседник издания.

К слову, Росстат всё же фиксирует ускорение роста розничных цен на дизель, хотя пока он и остаётся на уровне ниже общей инфляции. Эксперты напоминают, что у нефтяников есть весомые причины придержать рост цен на дизель, поскольку если средняя оптовая стоимость за август превысит 64620 рублей за тонну, в сентябре компании вообще лишатся демпферных выплат из бюджета. Опрошенные «Ведомостями» аналитики ожидают, что рост оптовых цен на моторное топливо остановится осенью, когда упадёт внутренний спрос, а курс рубля, возможно, укрепится. Пока же автомобилистам приходится рассчитывать на сознательность владельцев АЗС, которые стараются по минимуму повышать розничные цены. 

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что сдерживать цены становится всё сложнее. Особенно это касается небольших независимых заправок, не имеющих собственных нефтеперерабатывающих мощностей. Так что в ближайшее время ситуация должна разрешиться: либо рост оптовых цен будет остановлен, либо подорожание почувствуют на себе уже рядовые граждане, причём далеко не только автовладельцы, ведь стоимость топлива закладывается в цену любого товара, перевозимого автомобильным транспортом.

Реклама