Политика
«И нашим, и вашим»: хитрый план Сеула
Фото
freepik

Автор: Илья Никонов

06 октября 2023 14:44:29

3519

Руководство Южной Кореи активизирует трехсторонние отношения с Китаем и Японией, рассчитывая взять максимальный приз

На минувшей неделе произошло событие, не сказать, чтобы вовсе неожиданное, но в современных реалиях достаточно редкое: в Сеуле по инициативе Южной Кореи после долгого перерыва встретились заместители министров иностранных дел ЮК, Японии и Китая. В последние годы отношения между этими странами обострились до предела, лидер КНР Си Цзиньпин даже демонстративно не подает руки во время международных встреч нынешнему президенту Республики Корея (официальное название южной части Корейского полуострова) Юн Сок Ёлю. Неудивительно, что встреча представителей стран на столь высоком уровне вызывает немалый интерес.

С другой стороны, участники сеульской встречи тщательно подчеркивают, что нынешняя встреча – всего лишь продолжение замороженных несколько лет назад трехсторонних переговоров ведущих государство региона. Действительно, еще в 2008 г. между ними состоялся первый саммит с участием глав государств, где было решено проводить подобные встречи регулярно.

Как ни странно, первыми рассорились Южная Корея и Япония. Поводом стал длительный спор о компенсации за принуждение корейцев к труду японскими корпорациями во время Второй мировой войны и оккупации полуострова. Позже, в 2019 г., спасая свою экономику, Япония ввела жесткие торговые ограничения, ударившие, в т.ч. и по южнокорейской электронной промышленности, что тоже не улучшило отношений между странами.

В 2017 г. Сеул согласился на развертывание у себя американской системы противоракетной обороны THAAD, что на этот раз вызвало крайне негативную реакцию Пекина. В 2019 г. состоялась последняя на данный момент встреча на высшем уровне, а затем грянула пандемия COVID-19, надолго поставившая крест на самой возможности «живых» встреч политиков и чиновников.

С тех пор многое изменилось. В Сеуле пришел к власти новый президент — Юн Сок Ёль, который быстро решил с Токио вопрос о компенсациях (фактически, просто сняв претензии). Сейчас Республика Корея стала одним из немногих государств региона, выступающих заодно с Японией в вопросе слива в океан якобы очищенных вод с аварийной АЭС Фукусима.

Теперь эти страны дружно присоединились к политике США в отношении Китая. Речь идет, прежде всего, о сдерживании технологического развития Поднебесной, а также сочувственной риторике в отношении Тайваня, что в Пекине, само собой, воспринимают крайне болезненно. Чуть менее года назад в своей обновленной стратегии безопасности Токио назвал действия Китая «самым большим стратегическим вызовом с точки зрения региональной и глобальной безопасности». И вдруг такая резкая оттепель, с чего бы?

Прежде всего, стоит отметить, что отношения между тремя экономическими монстрами региона давно уже нельзя было назвать безоблачными. И, тем не менее, Пекин пошел на сближение с «заклятыми партнерами», отчетливо понимая, что худой мир лучше доброй ссоры. К тому же в регионе начала накалятся серьезная проблема, имя которой – Пхеньян. Северные братья южнокорейцев все чаще стали демонстрировать заметный прогресс в области вооружения, в т.ч. ядерного.

По официальной версии, «северокорейская угроза» (причем, не только ядерная, но и в киберпространстве) и сейчас стала причиной, заставившей Сеул призвать своих партнеров возобновить общение. 

«Япония и Южная Корея заинтересованы в том, чтобы избежать конфликтов и поддерживать стабильные отношения в области безопасности с Китаем, а также заручиться помощью Пекина в замедлении, если не в остановке, обширной программы ядерных разработок Северной Кореи», — пишет сингапурская Straits Times.

Однако наблюдатели полагают, что это не единственная причина, побуждающая Сеул искать сближения с Пекином. Куда больше южнокорейцев беспокоят вероятные ответные шаги Китая на недружественную политику и санкции, которые они вынуждены вводить под давлением США. Тут, как говорится, своя рубашка ближе к телу, чем призрачная «региональная угроза» со стороны КНДР.

Своя мотивация для смягчения отношений с Китаем есть и у Токио. Кажется, здесь поняли, что чересчур перегнули палку: «в Токио понимают, что иметь под боком враждебно настроенную страну совсем не здорово и надо найти какой-то сбалансированный подход. Летом, к примеру, произошла одна важная подвижка — Китай и Япония установили наконец горячую линию связи между оборонными ведомствами, о чем они лет десять пытались договориться. Так что в целом Япония хотела бы вернуться на конструктивную дорожку выстраивания отношений с Китаем. Тем более что страна сильно завязана на него экономически», — считает руководитель Центра японских исследований ИКСА РАН Валерий Кистанов.

И, наконец, нельзя не заметить, что внезапное потепление произошло аккурат вслед за августовским саммитом глав США, Японии и Республики Корея в Кемп-Дэвиде. Среди прочего там было принято решение и о «восстановлении диалога с КНДР без предварительных условий». Понятно, что эта идея посетила политиков не от великого миролюбия, а из-за очевидного нарастания сотрудничества Северной Кореи с Россией, которому сейчас они не могут ничего противопоставить. Но даже и без предварительных условий, обойтись в таком деле без Пекина трудно, если вообще возможно. 

Словом, идея-максимум этой затеи видна и без микроскопа: глобальный Запад стремится перетянуть Пекин на свою сторону и с его помощью несколько усмирить Пхеньян. А в идеале – этим маневром усложнить построение союза России, Китая и КНДР. Под эту тему Южная Корея еще и надеется обезопасить себя от возможных санкций Китая. Но вряд ли этим планам суждено сбыться в полном объеме.

«Российская газета», ссылаясь на неназванного эксперта китайского государственного института в области международных отношений, пишет, что в Пекине не очень-то доверяют южнокорейцам. По словам собеседника издания, Сеул не раз предпринимал действия в русле американской антикитайской политики, после чего делал удивленный вид: «Да чего вы так реагируете? Давайте дружить!», не делая ничего, чтобы устранить причиненный своими действиями урон. Что касается взаимоотношений Китая с Россией и КНДР, он подчеркнул, что здесь Пекин будет поступать так, как сочтет нужным.

В самом деле, сентябрьская встреча замминистров иностранных дел внезапных прорывов не принесла. Южнокорейское информагентство Yonhap отчиталось о том, что встреча руководителей трех ведущих государств региона непременно состоится в «ближайшее удобное для сторон время», но на этом и все. Между тем еще недавно это же агентство, ссылаясь на сотрудника МИД страны, сообщало, что такой саммит может пройти еще до конца года. Но, видимо, либо Пекин не спешит таскать каштаны из огня для «партнеров», либо разногласий между странами оказалось больше, чем предполагали.

Реклама