Общество
Могут ли коды и алгоритмы заменить человеческое общение?
Фото
Московские Ведомости

Автор: Светлана Андросова

22 октября 2023 17:59:53

865

В 2017 году правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика». Одной из ее главных задач является перевод к 2024 году всех социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат. Каковы на сегодняшний день результаты цифровизации, что она несет гражданам и бизнесу, какова ее реальная цель, — разбирались «Московские ведомости»

Сегодня только портал госуслуг предоставляет более 500 услуг в электронном виде. Около 18 млн граждан в текущем году обратились через интернет за социальными выплатами и льготами, более 100 млн человек записались к врачам онлайн, почти 600 тысяч абитуриентов подали заявление на поступление в вузы с помощью онлайн-технологий. При этом самыми цифровизированными сферами оказываются здравоохранение и образование, так как именно в этих сферах традиционно много рутинной административной и канцелярской работы, — рассказал директор по продукту (CPO) компании Proscom Антон Прокопчин.

«Везде, где есть рутинная повторяемость, автоматизацию настроить проще всего. Эти процессы прямо просятся перейти из бумаги в цифру, — констатирует эксперт. — За цифровизацией стоят реальные блага, ведь записаться к врачу в пару кликов через Госуслуги, mos.ru или ЕМИАС намного удобнее, чем звонить в поликлинику или идти туда пешком. Многие граждане пользуются услугами МФЦ: для оформления недвижимости, внутреннего или заграничного паспорта, получения электронной цифровой подписи. Например, еще пару лет назад для регистрации автомобиля приходилось ехать куда-то за город, стоять в очередях. Теперь же осуществить услугу можно в комфортных условиях за полчаса. С помощью портала Госуслуги люди получают за считанные минуты справки и выписки, которых раньше приходилось ждать неделями, — приводит примеры собеседник «Московских ведомостей».

Почти все точки контакта государства и гражданина можно перевести в цифру, и эти процессы набирают обороты, добавил Антон Прокопчин. Он считает, что переход от заявительного принципа получения услуг к проактивному ускоряется. Это значит, что гражданину не нужно будет самому собирать ворох справок, но государство само на основании собираемых данных будет оказывать услуги или предоставлять необходимые меры поддержки.

Развитие цифровизации будет связано и с повсеместным внедрением искусственного интеллекта, уверен эксперт. Например, технологии ИИ уже активно применяются в столичном здравоохранении для диагностики заболеваний, в справочных службах, разгружая персонал медучреждений. Конечной же целью цифровизации является, по мнению собеседника издания, упрощение и автоматизация процессов. 

«Доверие же обывателей к цифровым технологиям будет расти вместе с увеличением личных выгод, которые они приносят, освобождая людей от рутинной работы и оставляя больше времени на творчество и самих себя», — считает Антон Прокопчин.

Услуги в цифровом формате — это реальная экономия времени и сил, убежден и кандидат юридических наук, старший преподаватель юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Кырлан Марчел. 

По его мнению, цифровизация открывает новые возможности для социальной поддержки нуждающихся граждан. Уже работают мобильные приложения для людей с ограниченными возможностями здоровья, сервисы дистанционного образования и телемедицина. При этом особенно важно, что электронная форма государственных и муниципальных услуг делает их доступными для граждан из любого уголка страны. 

«Цифровизация в области социальной защиты населения базируется на принципах адресности предоставления мер соцподдержки, помогает вести учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, которые оказались в социально опасном положении, владеет информацией о гражданах, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, а также позволяет оказывать услуги «в один клик, — рассуждает Михаил Ким, заместитель генерального директора АО «БАРС Груп». — Разумеется, такой подход отражается не только на качестве жизни людей, но и облегчает деятельность социальных служб, их работников. Сократился объем документов, которые нужно собирать гражданам для получения различных видов поддержки, сроки оказания услуг, и процесс стал более прозрачным. Внедрение электронного документооборота, межведомственного взаимодействия, автоматизация получения, анализа и применения сведений — все это делает социальные услуги простыми и доступными для потребителей».

В России создается единый цифровой контур в здравоохранении — система доступа граждан ко всем цифровым сервисам, отметила в беседе с «Московскими ведомостями» кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Елизавета Рузина. 

«Цифровые технологии, внедренные в систему российского здравоохранения, уже сегодня показывают более высокую точность обнаружения патологий, исключая человеческий фактор при постановке диагноза и назначении лечения, — констатирует эксперт. — Особенно эффективно российские цифровые системы показали себя в период пандемии. Меньше чем за месяц были созданы сервис лабораторной диагностики COVID-19, объединивший 600 медицинских учреждений, единый цифровой регистр заболевших коронавирусной инфекцией (около 250 организаций здравоохранения)».

Из-за относительно недавней пандемии цифровизация социальной сферы значительно ускорилась и продолжает развиваться, говорит Алексей Лихацкий, CEO IT-компании AppEvent. Сегодня онлайн-технологии помогают бизнесу привлекать и сохранять клиентов. В арсенале цифровых инструментов, доступных предпринимателям, появились CRM-система, разнообразные онлайн-сервисы.

«Когда у бизнеса есть возможность автоматизировать рутину, у команды освобождается время и ресурс для более важных задач. А потребителю удобнее и легче находить подходящий для него товар или услугу. В бизнесе многие стремятся к цифровизации, особенно после коронавируса. В тот период выжили те, кто смог вовремя цифровизировать свое дело», — рассказал эксперт. 

Между тем цифровизация будет стремиться к полному преобразованию всех сфер жизни: и социальной, и экономической, и политической, считает директор по GR и маркетингу компании САТЕЛ Мария Мелконян: «Стратегическая цель процесса цифровой трансформации — создание нового жизненного уклада, в котором общество будет развиваться в пронизанной технологиями среде обитания, а ключевым драйвером развития экономики станет новая модель потребления, основанная на инструментах цифровой среды».

По мнению эксперта, одной из главных целей цифровизации является создание «умных» городов. 

«Идеальная картинка такого города — это эффективная работа муниципальных служб, экономия энергоресурсов, взаимодействие с жителями во благо повышения их качества жизни. Смарт-технологии будут интегрированы во всех аспектах жизни. Наша повседневная рутина станет более эффективной и автоматизированной, мы начнем тратить свое время осмысленно, сможем иметь моментальный доступ к информации и ресурсам», — отметила Мария Мелконян.

По её словам, цифровизация экономики выражается в реализации новых концептуальных подходов: «Во-первых, это платформенный подход к объединению бизнес-решений, который облегчит взаимодействие между продавцами и потребителями продуктов и услуг, сотрет временные и географические границы, обеспечит простой доступ к информации и повысит комфорт пользователей. Во-вторых, это концепции «Умная фабрика» и «Индустрия 4.0», которые будут применяться в промышленности, высокотехнологичных и наукоемких сегментах рынка. Они, в свою очередь, обеспечат максимальную автоматизацию бизнес-процессов, быструю трансформацию производственных мощностей за счет технологии Интернета вещей (IoT), а также позволят управлять всеми этапами жизненного цикла продукта.

В дальнейшей цифровизации всех сфер жизни большую роль будут играть решения, созданные на основе искусственного интеллекта, а также технологии больших данных и роботизация».

Эксперт считает, что цифровизация экономики будет сопровождаться разработкой облачных решений, то есть размещением информации в виртуальных хранилищах, а также внедрением цифровой валюты.

Какова конечная цель цифровизации?

«Одной единственной конечной цели нет, — считает писатель-фантаст, футуролог Максим Макаренков. — У самурая нет цели — у самурая есть путь. Если мы говорим о хозяевах корпораций, это максимальное извлечение прибыли. У государств целей больше: от стандартной «страшилки» про недремлющее око Большого Брата, до оптимизации экономических процессов и вполне реального улучшения жизни граждан».

Максим Макаренков обратил внимание на то, что цифровизация является комплексом технологий, но используют ее люди. 

«Страшна не цивилизация, а нечистоплотные или глупые люди, в руках которых цифровые инструменты оказываются, — констатирует писатель. — Есть один шикарный роман «Клетка для орхидей» Герберта Франке. В нем обитатели некоей планеты передают машинам все больше функций, присущих разумному существу, пока сами не превращаются в растения, за которыми ухаживают машины. Проблема кроется не в возможной «замене личности», а в возможном растворении людей в виртуальном мире. Но, опять же, это будет решение не машины, а человека».

«Цифровизация – это не только технологический процесс, но и социокультурный переход, — считает Михаил Климов, совладелец агентства недвижимости WELLSIDE. — Ее задача – улучшить качество жизни людей, дать больше возможностей и свободы. Многие опасаются, что она может привести к потере личностной идентичности или тотальному контролю. Но, смотря на ситуацию объективно, мы видим, что основная цель цифровизации – облегчить жизнь человека, сделать ее комфортнее. Не стоит бояться перемен, ведь они неизбежны, лучше учиться пользоваться их преимуществами».

«Опасаться цифровизации не стоит, — уверен кандидат юридических наук Кырлан Марчел. — Коды и алгоритмы не заменят человеческое общение. Безусловно, нужны гарантии соблюдения прав граждан и защиты персональных данных. Но если цифровизация будет внедряться с учетом интересов людей, ее плоды — экономия времени и повышение качества жизни — перевесят любые риски».

«В России до сих пор есть отдаленные села, в которых доступен только спутниковый интернет, соответственно, о каких-то цифровых услугах в их отношении в принципе сложно говорить. Дальнейшее развитие цифровых услуг будет двигаться именно в сторону того, чтобы максимально сократить разницу в уровне качества цифровизации в разных регионах страны и сделать всё возможное, чтобы этот уровень был везде плюс-минус одинаковый», — считает директор по развитию ALP Group Елена Фролова.

Реклама