Общество
К чему привело развитие комиксов в Японии
Фото
Сергей Путилов
Московские Ведомости

09 декабря 2023 14:39:06

434

В московском Центре современного искусства открылась выставка «Искусство манга», на которой представлены эскизы, наброски и рукописи, а также первые тиражи важнейших для истории манги произведений. В общей сложности на двух просторных этажах — более 200 экспонатов, погружающих посетителей в один из жанров японского искусства, прочно ставший частью мировой массовой культуры

История манги, или «веселых», «причудливых» картинок, насчитывает без малого тысячу лет. Родившись в среде буддистских монахов, изображавших тушью на многометровых бумажных свитках в гротескной форме пороки мирян и собственных собратьев по вере (нередко придавая им обличье животных), японские комиксы со временем стали плотью и кровью культуры Страны восходящего солнца. Массовый характер этот вид искусства приобрел после изобретения ксилографии (оттиски на дереве) в эпоху средневековья. В то время как книгопечатание еще только делало первые шаги в Европе, Японию уже наводнили тысячи книг и отдельных бумажных листовок с историями в картинках. Наиболее ценные из них раскрашивались и пополняли коллекции богачей. Простолюдины обходились черно-белыми оттисками, рассказывавшими в карикатурной форме о современных событиях, порой играя таким образом роль «газет».

Еще в эпоху Эдо, когда Япония на несколько столетий закрылась от внешнего мира «железным занавесом», начали формироваться жанры манги — от нравоучительных до героических и эротических. Когда в середине девятнадцатого века императорская Япония вступила в период реформ, и началось бурное развитие страны на капиталистический лад, на острова хлынул не только поток заморских товаров, проникла европейская мода и технологии, но и культура. В частности, комиксы к тому времени уже прочно обосновались на страницах британских газет, и манга позаимствовала немало от карикатур в западной прессе. Впрочем, это не отменяло чисто японских особенностей, не всегда носивших положительный характер. В период расцвета японского милитаризма манги использовались властями для популяризации «героизма японских солдат», пропаганды воинственного патриотизма и прославления подвигов камикадзе. Поражение Токио во Второй мировой войне и превращение «страны Фудзи» в союзника США нашло отражение и в манге — японские мангаки охотно рисовали подобия американских супергероев из комиксов, в том числе в обличье детей, например крайне популярным в пятидесятые годы стал «Атомный мальчик».

Дальнейшее развитие этого вида искусства в Японии привело к разветвлению и усложнению жанра и приданию ему канонических форм. В наши дни манги охватывают все возрастные категории — массовыми тиражами выходят японские комиксы для детей, взрослых, подростков, «девушек за 30» и так далее. Поэтому в Японии этому виду массового искусства буквально все возрасты покорны. Количество жанров бесконечно, как количество богов, населяющих синтоистские миры. Но, в целом, как и в кино или родственном манге аниме можно выделить несколько крупных направлений: боевики, романтика, фантастика, постапокалиптика, повседневность, обладающая магическими способностями, токусацу — жанр о противоборстве гигантских монстров и супергероев, и прочие. Японцев можно назвать самой «манганутой» нацией в мире, ее там читают люди всех возрастов и социального статуса: от молодёжи до пенсионеров, от социальных низов до премьер-министров. Ежегодно жители этой страны скупают книжки с черно-белыми картинками на астрономическую сумму — около 7 млрд долларов. Вместе с тем японские комиксы уже не первый десяток лет, как вышли из тесных рамок островного государства и уверенно «зашагали» по планете.

Хотя многие искусствоведы и культурологи считают мангу неотъемлемой частью культуры, вместе с тем у нее немало и противников, особенно за пределами Японии. Порой звучат мнения, что манга является отупляющим видом искусства, пропагандирует жестокость и антигуманизм, ассоциируется у людей только с насилием и эротикой, калечит юные души и формирует «плоскостное мышление», проще говоря, отупляет и извращает молодые мозги. Но в действительности то же самое можно сказать и о любом виде современного искусства, будь то кино, живопись или литература. Каждый находит для себя в манге, как и в любом продукте массовой культуры, то, что ему больше всего подходит.

Реклама