Транспорт
Авторынок в России переживает переходный период
Фото
Московские Ведомости

Автор: Сергей Путилов

10 января 2024 09:41:31

467

Рынок новых автомобилей в 2024 году в России выйдет на свое плато, оказавшись в условиях естественного спроса и новых реалий. Его будут разгонять новые бюджетные модели, которыми попытаются перекрыть перманентный рост цен, балансируя на покупательских возможностях, сильно пошатнувшихся из-за выросших ставок. Часть спроса перейдет в сектор «вторички». Так, люди, планировавшие сменить машину на новую, попытаются сэкономить на варианте с пробегом

Рынок новых продаж, возможно, продемонстрирует рост цен и в целом сместится в сторону моделей подороже, ведь их покупают более обеспеченные и менее зависимые от нынешних условий рынка автомобилисты. Об этом сообщили «Московским ведомостям» в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Следует ли ждать в 2024 провала российского авторынка из-за того, что он оказался перенасыщен на фоне высокого утильсбора и подорожавших кредитов? Можно ли сказать, что авторынок России входит в состояние депрессии?

«Безусловно, стоимость таких востребованных инструментов, как лизинг и автокредит, выросла после повышения Банком России ключевой ставки в декабре 2023 года до 16%. При этом ужесточение кредитно-денежной политики компенсируется программой льготного автокредитования, которая продлена до 2026 года. Эта мера поддержит продажи отечественных брендов, например, таких как Evolute. Следует принять во внимание, что средний срок выдаваемых автокредитов – 5 лет, при этом большинство займов клиенты погашают досрочно, чтобы сократить количество выплачиваемых банку процентов. Так автовладелец получает возможность сэкономить на переплатах и приобрести авто за меньшую стоимость. Такие решения выгодны и дилеру, и банку, и клиенту, поскольку серьезно расширяют его финансовые возможности. Мы не ожидаем серьезного дисбаланса спроса и предложения, поскольку восстановление рынка, начавшееся в 2023 году, продолжится и в 2024-м. В наступившем году мы рассчитываем на рост отечественного авторынка в пределах 20%. Если тренд на увеличение импорта автомобилей из КНР сохранится, и объем ввозимых автомобилей превысит рост рынка, в 2024 году возможен переизбыток предложения со стороны китайских брендов и возникновение конкуренции между ними. Такая ситуация способна привести к «ценовой войне», в ходе которой покупатель может рассчитывать на очень выгодные предложения», — сообщили в пресс-службе ГК АВТОДОМ.

Автодилеры отмечают, что говорить о перенасыщении отечественного авторынка пока рано.

«В 2024 году на российском рынке планируются продажи от 900 тыс. до 1,2 млн автомобилей. Стоимость авто вырастет на 10-20%, что не повлияет на уровень спроса. Предпосылок для перенасыщения рынка пока нет, так как новая партия китайских автомобилей будет доставлена в Россию только в марте или апреле. При этом уровень отложенного спроса на рынке остается высоким, особенно в бюджетном сегменте, где наблюдается незначительный дефицит машин. В наступившем году российский рынок будет стабилен. В Россию зайдут новые производители, а доля китайских брендов достигнет 80%, что позволит избежать дефицита в массовом и бюджетном сегментах. Рост ключевой ставки, увеличение утилизационного сбора и нестабильность курса рубля – факторы, влияющие на стоимость автомобилей, но резкого изменения цен не будет, поэтому спрос останется на высоком уровне», — сказали изданию «Московские ведомости» в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

«Авторынок в России в настоящее время переживает сложный переходный период, для которого характерны рост и падение. Тем не менее, понятно, что экспансия китайского автопрома проходит достаточно уверенно в последние два года. Следует оценить данную тенденцию в качестве долговременной и указать на возможность наращивания продаж китайских автомобилей на российском рынке. По самому оптимистичному сценарию количество проданных новых автомобилей должно возрасти в 2024 г. по отношению к 2023 г. (и составить более миллиона единиц), расширяется ассортиментная линейка предлагаемых моделей в зависимости от спроса. В действительности неудовлетворенность спроса – самый важный критерий, который может быть достигнут именно увеличением ассортимента и вариациями с ценой предлагаемых отечественному потребителю автомобилей. Разрыв соотношения продаж новых китайских автомобилей по отношению к моделям российского автопрома увеличивается, что может свидетельствовать о том, что отечественный потребитель отдает предпочтение именно китайским автомобилям. Также существенную роль играет ценовой фактор – китайские автомобили в сравнении с отечественными дешевле в производстве. С учетом того, что многие иностранные (в первую очередь европейские) автоконцерны перестали конкурировать на отечественном авторынке – китайский автопром достаточно активно и уже на длительную перспективу занимает существенную позицию на российском рынке, что указывает на превышение спроса над предложением. Жаль, что именно в данный момент российский автопром не смог активизироваться и предложить достойную замену ушедшим с российского рынка автомобилям, но, скорее всего, ближайшее будущее за китайским автопромом. И вряд ли он будет терять сверхприбыль, получаемую в РФ. Другой вопрос заключается в том, какие будут условия для реализации новых автомобилей на отечественном авторынке: как будет осуществляться ценообразование автодилерами, что будет с ключевой ставкой Центробанка России, будет ли оставаться повышенным спрос на подержанные машины. Многое зависит от возможностей покупки автомобилей в кредит – в настоящее время ключевая ставка ЦБ РФ не позволяет спрогнозировать оптимистичный сценарий, так как в сложных экономических условиях такие покупки осуществляются, как правило, в кредит или с господдержкой. Удорожание кредитов может повлечь рост цен на автомобили, что также снизит покупательную активность потребителей. О депрессии авторынка пока говорить преждевременно, внушает оптимизм рост дилерских центров по продаже китайских и российских автомобилей, а также отсутствие привязки цен китайских автомобилей к курсу рубля по отношению к доллару и евро», — сказал «Московским ведомостям» доцент департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Алексей Костин.

Реклама