Общество
К чему приводит добровольное ограничение маржи торговых сетей от продажи продуктов питания
Фото
Московские Ведомости

03 февраля 2024 11:49:56

514

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский поделился успехами ведомства в переговорах с ретейлерами о добровольном ограничении наценки на социально значимые продовольственные товары. По состоянию на январь 2024 года средняя наценка 11 крупнейших федеральных торговых сетей на товары «первой цены» составляет 5%. Для сравнения в 2021 году этот показатель достигал 22%. К товарам «первой цены» относятся самые дешёвые продукты в своей категории

По словам Шаскольского, добровольное ограничение наценки коснулось всех 25 категорий социально значимых продуктов. Конечно, добровольными такие ограничения можно назвать с натяжкой, ведь бизнесу сложно отказывать, если государство о чём-то настойчиво просит. Однако сама динамика выглядит весьма позитивной для рядовых покупателей. Возникают лишь вопросы о том, как такие лимиты влияют на состояние торгового бизнеса, и почему несмотря на такую договороспособность ретейлеров то и дело фиксируются ценовые всплески то по одной, то по другой позиции.

ФАС и торговые сети ведут переговоры об ограничении наценок с 2021 года. В некоторых случаях административный контроль со стороны государства действительно выглядит оправданным. Так, Молочный союз России призывал власти вмешаться и ограничить чрезмерную маржу супермаркетов по молочным продуктам, которая по некоторым категориям, таким как сливочное масло, сыр и сметана, достигала 50-150%. Такие цифры, безусловно, выглядят чрезмерно завышенными. Однако в целом нельзя забывать, что наценка торговых сетей – это не их чистая прибыль. Как напоминала директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда, ретейлеры закладывают в цену товара и свои собственные издержки, связанные с ведением торгового бизнеса. Если чрезмерно «закрутить гайки» при регулировании наценок на социально значимые товары, магазинам станет просто невыгодно ими торговать, и может образоваться дефицит. Другим вариантом является перекладывание издержек в цену более дорогих продуктов, что тоже нельзя назвать хорошим выходом, ведь любое резкое подорожание приводит к разгону общей инфляции и нервозности на рынке.

К слову, законных оснований для административного ограничения наценок у государства нет. В конце 2022 года Госдума рекомендовала правительству рассмотреть возможность принятия соответствующей нормативно-правовой базы, а в саму нижнюю палату парламента вносился, но так и не был принят законопроект об ограничении торговой наценки на социально значимые продукты на уровне 10%. В этот перечень должны были войти хлеб, молоко, крупы, овощи, сливочное и растительное масло, яйца и другие продукты питания. Однако на слишком резкое вмешательство в рыночные механизмы власти пока не пошли. Гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков рассказывал, что на самые популярные продукты супермаркеты и так стараются держать цены в рамках разумного, а также регулярно объявляют скидки и акции. Дело в том, что покупатели, прежде всего, определяют выгодность похода в тот или иной магазин, сравнивая цены на товары первой необходимости вроде молока, овощей и яиц. Поэтому торговым сетям выгодно завлечь покупателя приемлемыми ценами на эти товары, чтобы потом он попутно приобрёл что-то другое уже по более высокой стоимости.

Сейчас у государства, как показывают результаты переговоров с торговыми сетями, достаточно косвенных рычагов влияния для сдерживания наценок в супермаркетах. Однако «перегибать палку» в стремлении ограничить прибыль предпринимателей ради социального блага тоже небезопасно. Сторонники административного регулирования наценок указывают на зарубежный опыт. В частности, подобные законодательные нормы есть в США и ряде стран Европы. Однако, как показывали подсчёты экспертов систем управления товарными запасами Sputnik, в России и без административных запретов средние наценки не превышают уровень указанных стран. Более того, чистая маржа торговых сетей не превышает 2-3%. Остальное уходит на операционные расходы, налоги и содержание самих магазинов. Гендиректор Sputnik Олег Ткачёв предупреждал, что чистой прибыли российских торговых сетей падать в принципе некуда, а законодательное ограничение наценок на социально значимые товары поставит ретейл на грань рентабельности и вынудит повышать цены на другие, не зарегулированные категории товаров.

Таким образом, по-видимому, нынешняя переговорная модель, в отличие от запретительной, является оптимальной в российских условиях. И ФАС во взаимодействии с торговыми сетями выжимает максимально возможный эффект именно в сфере наценок, чтобы не допускать чрезмерного подорожания товаров первой необходимости. Все остальные факторы подорожания связаны с объективным ростом издержек производителей, логистов и ретейлеров, и простым регулированием цен нивелировать влияние этих факторов не получится. 

К слову, аналитики ETTN составили примерный список продуктов, в отношении которых наиболее высок риск существенного подорожания в 2024 году. В него вошли морепродукты и рыбные консервы, масла и жиры, хлебобулочные изделия, сладости, молочные продукты, безалкогольные напитки, а также мясо, включая говядину, свинину и птицу. Специалисты призвали не поддаваться общему настроению при возникновении ажиотажного спроса и заранее сформировать для себя рациональную покупательскую модель поведения.

Реклама