Общество
Далекое Приморье «дотягивается» до Москвы: предприниматели уходят в онлайн-торговлю
Фото
Московские Ведомости

Автор: Наталья Смирнова

02 марта 2024 12:05:38

1405

Уровень интернет-продаж на Дальнем Востоке уже превышает 40%

«Закручивание гаек» в регулировке ритейла, налоговая политика, рост расходной части, санкции, увеличившие себестоимость многих групп товаров, удорожание «живой» аренды – эти и другие негативные факторы привели к закрытию большого количества торговых точек в Приморье. Тем временем динамика развития маркетплейсов – вне всяких сомнений: Пункты выдачи самых популярных в Приморье торговых площадок Wildberries и Ozon открываются даже в отдаленных деревнях и поселках.

Всё началось с пандемии коронавируса. Люди, запертые в самоизоляции, массово переходили на формат онлайн заказов. Под спрос быстро подстроился и бизнес. 

В настоящее время в Сибири и на Дальнем Востоке уровень интернет-продаж уже превышает 40%. Такие данные предоставляет АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли). 

«Причем, в Москве маркетплейса были в тренде еще до коронавируса – москвичи «ушли в интернет» еще лет семь назад в то время, как в Приморье «распробовали» онлайн относительно недавно. До самоизоляции люди предпочитали походы по магазинам», — говорит управляющая компании ООО «АРТ-ПАК ДВ», президент Международного женского клуба «Авангард» Татьяна Тулапина.

Между тем, по мнению руководителя отдела маркетинговых коммуникаций ООО «Идея» Дианы Дениш, Дальнему Востоку до центральных регионов еще далеко:

«По итогам 2023 года лидером в онлайн торговле является Москва, с показателем 17,7%, а мы всегда отставали в развитии торговли от Запада на 2-3 года. Поэтому в ближайшие годы резкого перехода покупателей из офлайна в онлайн в Приморье не стоит ждать, думаю на это потребуется 3-5 лет».

Большинство собственниковмагазинов, работающих офлайн, уверены: смещение спроса в интернет — тренд печальный.

«Онлайн торговля лишает покупателей самого главного: коммуникации с людьми, с персоналом, с сервисом. Когда человек приходит в магазин, он попадает в атмосферу заботы, с ним индивидуально работают продавцы-консультанты, покупателю доступны тактильные ощущения – он может взять вещь в руки, такие эмоции очень важны, за ними и идут люди в «живые» магазины, — поясняет управляющий центра обуви MANERA Алексей Пермяков.

«Лично я считаю, что «живой» шоппинг должен иметь место в нашей жизни. Нередко заказы через маркетплейсы приносят разочарование. На фото вещь выглядит красиво, а по факту ожидания не оправдываются. Более того, есть категории продукции, которые априори не продаются в онлайн», — соглашается Татьяна Тулапина. 

Собственник бизнеса, магазина украшений и подарков «Авокадушка» Дарья Камаеваотмечает, во Владивостоке все больше открываются небольших магазинов, где продаются авторские креативные работы:

«У таких форматов довольно хорошие перспективы развития в офлайне, я сейчас говорю об эксклюзивных товарных группах, которые трудно продавать на маркетплейсах. Покупатели в этом сегменте всегда находятся, особенно в эксклюзиве заинтересованы туристы, количество которых после снятия пандемийных ограничений, во Владивостоке растет».

Продавцы, работающие с маркетплейсами, рассказывают, что торговля на таких площадках спряжена со значительными трудностями. 

Владелица свечной мастерской и изделий из гипса LAV_CANDLESАлександра Лещенкорассказала, что на Wildberries предусмотрена платная регистрация, а также введены различные штрафы и комиссии. Причем на всех маркетплейсах условия постоянно меняются, а политика работы ужесточается, например, дорожает логистика.

Дарья Камаевадобавляет, что продавец постоянно сталкивается с разными «сюрпризами», такими как неожиданные ценовые скачки: «Не успеешь оглянуться, а твой товар стоит по цене ниже себестоимости, потому что на маркетплейсе «акция», и оказывается ты торгуешь себе в убыток».

Дизайнер одежды, владелица ООО «Shaklein-бренд» Анастасия Шаклеинаподтверждает: стоимость товара действительно могут без предупреждения опустить в три раза и продавцу остается либо смириться с положением дел, либо прощаться с маркетплейсом, потому что против условий не пойдешь. 

«Такое сотрудничество с большой натяжкой подходит под термин «бизнес», — говорит Шаклеина. 

Тем временем ритейлеры соглашаются, чтомаркетплейсы весьма полезны для граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где отсутствует альтернатива офлайн магазинам. 

«Например, ювелирные изделия. Я знаю очень многих мастеров, которые делают кольца на заказ и работают в онлайн формате. Кстати, о существовании некоторых мастерских я узнала именно через Wildberries или Ozon и решила тоже попробовать», — рассказала Дарья Камаева. 

«Нельзя точно сказать, сколько покупателей останется верными классическому ритейлу, это покажет время. Но, думаю, что всегда найдутся люди, не готовые покупать «кота в мешке» через маркетплейсы и предпочитающие офлайн формат, где можно спокойно выбрать товар и порадоваться покупке «здесь и сейчас», — резюмировала управляющая сети концептуальных детских магазинов Ирина Первак.

Реклама