Общество
Декан филфака РУДН Барабаш объяснил, почему нельзя полностью ликвидировать бакалавриат
Фото

19 марта 2024 18:34:44

1118

Ещё в 2022 году министр науки и высшего образования России Валерий Фальков официально объявил, что РФ выходит из Болонской системы высшего образования и начинает разрабатывать собственную модель. Болонская система, названная так по имени итальянского города Болонья, где была подписана декларация о создании зоны европейского высшего образования, появилась в 1999 году и объединила свыше 40 государств. Она направлена на то, чтобы студенты могли комбинировать направления подготовки с целью освоения наиболее необходимых им компетенций, а также сравнительно беспрепятственно переходить из одного вуза в другой в границах стран-участниц Болонского процесса. Для этого введена единая система степеней образования – бакалавриата, магистратуры и докторантуры, оформлена договорённость о взаимном признании дипломов и внедрён единый принцип оценивания на основе зачётных кредитов, по сумме которых признаётся определённый уровень знаний студента

РФ последовательно внедряла у себя все эти элементы. Но два года назад Валерий Фальков заявил, что Болонская система для нас является пройденным этапом и теперь необходимо перейти к собственной модели высшего образования, ориентированной на интересы национальной экономики и предоставляющей студентам максимально широкие возможности внутри страны. Москва сетовала, что на самом деле российские дипломы так и не приобрели обещанной ценности в странах Европы, а на национальную систему образования якобы оказывается чрезмерное идеологическое давление Запада. 

О том, как идёт процесс отказа от Болонской системы, каким образом это отражается на принципах функционирования высшей школы и чего ожидать студентам в ближайшее время, «Московской газете» рассказал декан филологического факультета РУДН, доктор филологических наук Виктор Барабаш. 

Прежде всего, Виктор Барабаш напомнил, что переход от двухуровневой системы к 5-летнему специалитету не будет повсеместным. Как заявляли в Минобрнауки, вузам будет позволено выбирать систему разделения уровней образования, чтобы была обеспечена гибкость в зависимости от сложности подготовки. 

«Ранее переход от Гумбольтовской (пятилетней) системы осуществлялся поэтапно на протяжении нескольких лет. Были переделаны учебные планы, выстроена логика пути студента. В частности, если говорить о подготовке журналистов в РУДН им. Патриса Лумумбы, то в бакалавриате мы осуществляем общериторическую подготовку, знакомим студентов со спецификой существующих медиа, а на уровне магистратуры идет подготовка управленцев в области СМИ или специализация в области международной журналистики или больших данных. И эта логика нравится как тем, кто учит, так и тем, кто учится. Представляется невозможным полностью ликвидировать бакалавриат, потому что высшая школа большинства стран функционирует в двухступенчатой системе подготовки квалифицированных кадров. Выпадение из неё означает возникновение трудностей на этапе межвузовского сотрудничества и признания дипломов в других странах. Для РУДН это особенно актуально, учитывая высокую интернационализацию вуза и большое количество иностранных студентов, приезжающих в Россию за магистерской степенью», — пояснил Виктор Барабаш.

Декан филологического факультета РУДН добавил, что и в советское время существовали специальности, подготовка по которым длилась 4 года. К примеру, столько продолжалось образование для будущих учителей. 

«Наша образовательная система всегда считалась одной из самых сильных в мире, поэтому есть смысл возрождать лучшие практики из нашего прошлого, частично внедряя их в нынешнюю образовательную систему, чтобы она отвечала актуальным запросам рынка труда и государственным задачам, но не разрушать то хорошее, что есть сейчас. Скорее всего, разумнее было бы оставить сосуществование обеих систем подготовки: двухступенчатой для гуманитарной сферы и пятилетнего специалитета для естественных и инженерных специальностей. Как известно, пилотные проекты, запущенные в шести российских вузах, как раз направлены на подготовку инженерных кадров», — заключил Виктор Барабаш.

Пилотный проект, о котором говорил декан филфака Российского университета дружбы народов, был запущен указом президента РФ Владимира Путина в мае прошлого года. Первоначально в нём участвовали 6 высших учебных заведений: Балтийский федеральный университет им. Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет и Томский госуниверситет. Проект предполагает разработку и внедрение программ базового и специализированного высшего образования, а также магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки для инженерных специальностей. О том, что российской экономике не хватает прежде всего инженеров и специалистов по различным отраслям производства, говорилось многократно. Ректор МГУ Виктор Садовничий также предупреждал, что вскоре может обостриться дефицит математиков и программистов. Апробация новых методик образования по этим направлениям призвана поспособствовать преодолению этой проблемы в будущем.

Что касается отказа от Болонской системы в целом, эксперты так и не пришли к единому мнению о пользе и рисках этого решения. Так, ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской назвал выход из Болонского процесса правильной мерой, поскольку, по его словам, возможность на полпути менять профиль подготовки благодаря двухуровневой системе ведёт к выпуску из вузов недостаточно подготовленных специалистов, не освоивших в полной мере необходимые компетенции. Хотя Рудской также призвал реформировать высшее образование с осторожностью, чтобы не разрушить удачные наработки последних лет.

Ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сженов в свою очередь признавал, что участие РФ в самом Болонском соглашении фактически заблокировали именно западные страны в инициативном порядке, поэтому решение о выходе из процесса де-юре было ожидаемым и логичным. С другой стороны, специалист назвал дискуссионным вопрос о том, стоит ли отказываться от принципов, положенных в основу Болонской системы, таких как многоуровневая система подготовки, поощрение академической мобильности и более активное вовлечение студентов в образовательный процесс. Ведь их можно сохранить и без формального участия в каких-либо декларациях. 

Директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко и вовсе констатировала, что уход от Болонской системы не несёт в себе каких-либо серьёзных позитивных моментов. Она напомнила, что наиболее сложные инженерно-технические и медицинские специальности в России и так осваиваются по 5-летним программам специалитета. На такие программы проводилось до четверти всего набора в вузы, и Болонский процесс этому никак не мешал. Однако принятие общеевропейских стандартов высшего образования давало возможность подстраивать программы обучения под актуальные требования рынка труда. 

«Если мы считаем, что наш рынок труда перестанет быть современным, надо так и сказать молодежи», — говорила эксперт, добавляя, что формальный выход из Болонской системы также снижает привлекательность российских вузов для иностранных студентов, что невыгодно с экономической и репутационной точек зрения.

Впрочем, окончательное слово руководством российской образовательной сферы уже сказано – РФ перестала быть частью Болонского процесса. В Минобрнауки заявляли, что переход к национальной системе образования займёт несколько лет, и обещали, что эта реформа никак не повлияет на планы нынешних и будущих студентов. Проблема в том, что на оценку реальных преимуществ новой модели уйдёт ещё не один год после того, как она будет полностью внедрена. И пока спрогнозировать все последствия такого шага для различных направлений подготовки невозможно. 

Реклама