Общество
Что ожидает российский рынок пшеницы в этом году
Фото
Московские ведомости

25 марта 2024 11:18:05

570

С 27 марта экспортные пошлины на пшеницу будут повышены до 3298,6 руб. за тонну, что на 4,9% выше предыдущего показателя. Такие данные приводит министерство сельского хозяйства России. Также вырастет пошлина на ячмень, а на кукурузу сбор, напротив, упадёт до нулевого уровня. Экспортные пошлины на зерновые рассчитываются еженедельно на основе индикативной стоимости, установленные накануне пошлины будут действовать до 2 апреля. О том, что означает повышение пошлин и что происходит с экспортом российской пшеницы, «Московским ведомостям» рассказала экономист, преподаватель РАНХиГС Екатерина Астахова

«Пошлина на зерно, в том числе на пшеницу, является гибким показателям. По новым правилам, которые вступили в силу в 2021 году, показатель рассчитывается, исходя из индикаторов по контрактам на Московской бирже по формуле: пошлина равна 70 процентам разницы между базовой и индикативной стоимостью пшеницы. Первую задает государство, сейчас она составляет 17 тысяч рублей за тонну», — говорит Астахова. 

Сейчас ставки рассчитываются в рублях по среднему курсу рубля к доллару за последние 5 дней. Что касается цен на Московской бирже, то они, по словам собеседницы издания, зависят от ряда факторов, среди которых курса валют, сезонность и спрос. 

«Россия удерживает лидирующую позицию в списке мировых экспортеров зерна, несмотря на санкции и определённые трудности, которые страна испытывала после ухода с рынка ряда зарубежных поставщиков семян, удобрений и оборудования. Сейчас задержек с посевными кампаниями нет, урожай ожидается высокий», — пояснила экономист.

Екатерина Астахова также напомнила, что в прошлом месяце были введены квоты на зерно из недружественных стран. Хотя пшеница под эти ограничения не попала, но в целом на зерновую промышленность это оказывает положительное влияние. 

«Зерновые культуры, выращиваемые в РФ, пользуются спросом во всём мире. Особенно мощно наращивает обороты импорта Китай, далее следует Иран, Египет, Турция. Спрос также влияет на стоимость зерна, как и объем запасов на мировом рынке, а также общемировой уровень инфляции. В этом году ожидать снижения цен нельзя ввиду ситуации на мировой политической и экономической аренах», — подытожила экономист.

О том, что Россия может остаться крупнейшим поставщиком пшеницы на мировой рынок в 2024-2025 годах, говорил и гендиректор компании «СовЭкон» Андрей Сизов. Однако в первом прогнозе урожайности, который был озвучен ещё в конце прошлого года, говорится о некотором возможном снижении объёмов убранной пшеницы. Так, в 2023 году урожай пшеницы в РФ оценивался в 91,5 млн тонн, а в 2024-м этот показатель может снизиться до 89,8 млн тонн. Это связано с некоторым уменьшением посевных площадей с 29,8 до 29,5 млн га и с общим стремлением аграриев ограничивать свои затраты на фоне снижения рентабельности их деятельности. Правда, даже при реализации этого прогноза урожай пшеницы окажется выше среднего уровня за последние 5 лет.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский предупреждает и о некоторых проблемах, с которыми может столкнуться отрасль. Он указал на чрезмерную фискальную нагрузку, благодаря которой фермеры финансируют смежные отрасли и госбюджет, но сами лишаются значительной доли финансовых ресурсов на развитие. Он также напомнил о кризисе 2007-2009 годов, когда из-за высоких мировых цен на зерно российские аграрии были нацелены на высокий урожай, а в итоге из-за больших остатков глобальные цены рухнули, а вслед за этим снизилась рентабельность агробизнеса, и вверх поползли уже цены на внутреннем рынке. Злочевский предостерёг от повторения тех же ошибок в ближайшей перспективе.

Правда, сейчас риски затоваривания мирового рынка зерна выглядят гораздо меньшими. Напротив, из-за климатических проблем и экспортных ограничений поставки из основных стран-экспортёров такой продукции в этом году могут уменьшиться. Как отмечают аналитики американского CoBank, специализирующегося на кредитовании сельхозпроизводителей, глобальные запасы пшеницы по историческим меркам уже невелики, поэтому цены в текущем году скорее вырастут, а не снизятся. Основные сельскохозяйственные регионы планеты по-прежнему находятся во власти явления «Эль-Ниньо», приводящего к засухам и снижению урожаев. Это климатическое явление оказывает пагубное влияние на большую часть Азии, Латинскую Америку и Австралию. На этом фоне российским аграриям вряд ли стоит опасаться отсутствия внешнего спроса на их продукцию. Еврокомиссия рассматривает возможность ввести пошлину в размере 95 евро за тонну на зерновые из РФ и Беларуси, что ударит по спросу на эту продукцию на европейском рынке. Но импорт зерна наверняка вынуждены будут нарастить Индия и Китай, и Россия в этом случае является одним из главных кандидатов на покрытие этих потребностей.

Впрочем, это не означает, что российскому агропрому остаётся лишь почивать на лаврах и подсчитывать прибыль. К примеру, изменение климата может оказать своё воздействие и на отечественное сельское хозяйство. Злочевский призывает вкладывать больше средств в технологические инновации и применение более современных методов ведения сельского хозяйства, чтобы уменьшить зависимость от погодных условий, а также обратить внимание на продвижение на новые экспортные рынки для диверсификации поставок. 

Неприятные сюрпризы может преподнести и стоимость топлива. Власти южных регионов страны уже отчитались, что потребности АПК в топливе и моторных маслах обеспечены в полном объёме. Фермеры подтверждают, что проблем с закупками бензина и дизеля нет, но их стоимость после некоторого снижения вновь поползла вверх. В сравнении с началом весны прошлого года топливо стало дороже на треть, что безусловно отражается на себестоимости зерновых. Аграрии рассчитывают и на субсидии, которые предоставляет государство, но также высказывают пожелания по отмене экспортных пошлин на зерно и стабилизации топливных цен. Поскольку речи об отмене пошлин не идёт, а цены на ГСМ наверняка ещё вырастут в связи с приближением пика спроса, условия работы для агробизнеса простыми не будут. И конечная прибыль, даже с учётом близкого к рекордам урожая и хороших экспортных перспектив, окажется меньше, чем могла бы быть при более благоприятной конъюнктуре.

Реклама