Политика
О чём говорят более высокие результаты оппозиции в некоторых округах Московской области
Фото
Московские ведомости

27 марта 2024 21:13:51

1909

В Московской области, как и по всей России, 15-17 марта проходили президентские выборы. Результаты в целом по региону не слишком отличаются от общероссийских, но некоторые муниципалитеты продемонстрировали интересные тенденции, которые заслуживают внимания

Итак, в Подмосковье явка избирателей, включая физическое посещение участков и онлайн-голосование, составила 77,01%, что немного меньше общей явки, достигшей 77,44%. Результаты кандидатов от среднероссийских отличаются чуть сильнее. Победил действующий глава государства Владимир Путин, набравший 86,5% голосов против 87,28% по всей России. Кандидат от КПРФ Николай Харитонов получил 5,09% и занял второе место. На третьем месте оказался кандидат от «Новых людей», самый молодой претендент на президентский пост Владислав Даванков с результатом 4,21%. Наконец, замыкает рейтинг кандидат от ЛДПР Леонид Слуцкий, получивший 3,04% голосов. 

Представители подмосковных властей выразили безоговорочное удовлетворение результатами голосования. Так, депутат Мособлдумы Владимир Жук заявил, что победа действующего президента отражает реальную волю граждан и свидетельствует о единении общества, о сплочении россиян вокруг национального лидера. Со схожим мнением выступил другой член регионального парламента Эдуард Живцов. Он полагает, что в ходе выборов было выражено высочайшее доверие общества президенту, и теперь можно быть уверенными в том, что будет продолжен курс на укрепление суверенитета России, модернизацию инфраструктуры и повышение качества жизни граждан.

Однако итоги волеизъявления не везде оказались однородными. Разумеется, первое место Путина ни в одном муниципалитете не подвергалось сомнению, однако распределение мест, которые заняли оппозиционные кандидаты, различались. В целом по области, как и во всей стране, второе место осталось за Николаем Харитоновым. Но в ряде городских округов вперёд вырвался Владислав Даванков, заметный прежде всего своей сравнительной молодостью, как и представляемая им партия «Новые люди». Так произошло, в частности, в Мытищах, Одинцово, Дубне и Черноголовке. Интересно, что он же занял второе место по результатам в системе дистанционного электронного голосования. 

Такое число голосов за оппозиционеров, в том числе за Даванкова, за которого призывала голосовать и несистемная оппозиция, могло стать следствием неудовлетворённости сферой ЖКХ, транспорта, образования или медицины – всеми теми локальными проблемами, которые местные власти не смогли решить должным образом и ответственность за которые избиратели возлагают на государство в целом. Вывод о том, что большее число голосов за Даванкова можно воспринимать как общий индикатор протестных настроений, а не как личные симпатии к кандидату от «Новых людей», аналитики делают благодаря тому, что сам Даванков за время избирательной кампании вряд ли мог приобрести широкую известность и поддержку электората, а его программа не отличается какими-то уникальными предложениями. Этот тезис подтверждается и результатами выборов в других регионах. Даванков занял второе место в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Красноярск, а на некоторых зарубежных участках, где голосовали в том числе эмигранты последней волны, даже выиграл. Политолог Сергей Комарицын констатирует, что кандидат от «Новых людей» аккумулировал на себя во многом именно протестные голоса, а не голоса за него лично. Поддержки добавил и тот факт, что противники действующей власти на этот раз решили не игнорировать выборы, а, наоборот, прийти и выразить свою позицию.

Что касается конкретно Подмосковья, то электоральные настроения в этом регионе зачастую соответствуют тенденциям крупных мегаполисов. На эту особенность ещё в канун прошлых президентских выборов обращал внимание гендиректор Агентства массовых коммуникаций ООО «Регион Медиа» Игорь Даченков. Он отмечал, что Московская область, будучи одним из крупнейших и наиболее густонаселённых субъектов РФ, нередко демонстрирует большую протестную активность на выборах в сравнении с большинством других регионов. Часть факторов, влиявших на итоги голосования 6 лет назад, сегодня неактуальны, но другие продолжают работать. Так, вряд ли сегодня можно всерьёз говорить о возможном противостоянии местных и областных элит, которое играло свою роль в 2018-м в связи с недовольством некоторых властных групп реформой МСУ и могло отражаться на итогах голосования. Сейчас уровень сплочённости политической системы кардинально вырос, и подобная фронда на важнейшем голосовании уже выглядит чем-то нереальным. А вот влияние локальных проблем на доверие к власти в целом, ранее отмеченное Даченковым, вряд ли исчезло. Если люди недовольны условиями своей повседневной жизни, будь то проблемы с ЖКХ, плохие дороги, некачественная медицина или коррупция в госорганах, их настрой на поддержку действующей власти в любой форме вряд ли останется незыблемым. То же можно сказать и об особом мнении наукоградов, которое, как видно на примере Дубны, сохраняется и сейчас. 

К счастью для подмосковных чиновников, эти выборы обошлись без «чёрных лебедей», подобных протестам в Волоколамске, вспыхнувшим в 2018 году из-за отравлявшей всё вокруг переполненной свалки. Но проблемы масштабом поменьше наверняка продолжают вносить свою лепту в решения, принимаемые людьми в кабинках для голосования. К примеру, Одинцово и Мытищи, упомянутые в числе самых «инакомыслящих» округов Подмосковья, одними из первых страдают от недостатков мусорной реформы, призванной ликвидировать старые свалки и перевести сферу обращения с отходами на «зелёные рельсы». Как показывает практика, с достижением амбициозных целей наблюдаются немалые трудности. Крупнейшая компания АО «РТ-Инвест», занимавшаяся утилизацией ТКО в Одинцово, Химках, Мытищах и ряде других городов, уходит с рынка в связи с невыгодностью бизнеса, продав свои активы региональному правительству за символический 1 рубль. И кто придёт ей на смену, пока непонятно. Власти Одинцово проводят совещания по вопросу вывоза мусора и обещают решить все проблемы в ближайшее время, но пока мусорная тема явно влияет на жизнь населения не лучшим образом. Тем временем жители города, расположенного у самых границ Москвы, также жалуются на точечную застройку, нехватку социальной инфраструктуры и зелёных зон, перегруженность дорог и бездействие администрации по всем этим темам. 

В целом Московская область продемонстрировала свою лояльность. В сравнении с 2018 годом голосов за Путина стало на 12% больше, или на 1,37 млн в абсолютных цифрах. Однако вопрос о том, как будет развиваться политическая ситуация в муниципалитетах, показавших несколько большую оппозиционность, остаётся открытым. Ведь на примере других регионов видно, что оргвыводы по итогам выборов могут последовать очень скоро. По данным источников «Коммерсанта», чиновникам разных уровней из Коми, Чувашии и Удмуртии могут грозить увольнения, поскольку в этих субъектах как явка оказалась ниже ожидаемых, а значит региональные и местные власти не отработали должным образом и заранее не разобрались, чем живут и чем недовольны граждане на вверенной им территории. О том, какими могут быть последствия неоднородных электоральных итогов в Подмосковье и будут ли они вообще, «Московским ведомостям» рассказал политолог Михаил Синельников-Оришак.

Эксперт считает, что итоги выборов были абсолютно предсказуемы и полностью устраивают организаторов процесса, поэтому каких-то негативных последствий для местного руководства ждать не стоит.

«За Даванкова голосовали в том числе те, кто, образно говоря, не считает, что «дважды четыре плюс дважды шесть равно нулю». Такие люди, прежде всего, и голосовали за Даванкова, потому что отдавать голоса за Харитонова или Слуцкого совсем уж не видели смысла. Но напомню, что потом все три альтернативных кандидата вышли и сказали, что для них было честью поучаствовать в этих выборах», — отметил политолог. 

По мнению эксперта, ход и результаты избирательной кампании были предсказуемы, поэтому в федеральном центре вряд ли будут изучать какие-то нюансы статистики по отдельным округам.

Реклама