Общество
Роспотребнадзор назвал причины малоподвижного образа жизни школьников
Фото
https://m.123ru.net

Автор: Дарья Евсеева

21 ноября 2019 17:29:27

420

Всё дело в учебной нагрузке, сообщили в пресс-службе ведомства

По законодательству, при соблюдении норм СанПиН 2.4.2.2821-10 («Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), превышения нагрузки быть не должно. По санитарно-эпидемиологическим нормам предусмотрена физическая нагрузка для снятия напряжения во время учебного процесса. 

Психологи отмечают, что утомляемость детей сказывается на их продуктивности. А научные исследования доказывают влияние пищи на активность ребенка. 

Исследование гигиенистов показало, что школьники много сидят (до 82–85% дневного времени, согласно данным, приведенным пресс-службой Роспотребнадзора), а ходьбе и играм, в частности ученики младших классов, уделяют 16–19% времени суток. В ведомстве отметили, что «двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим». Более того, двигательная активность детей изменчива, в зависимости от учебной четверти и времени года (особенно это заметно зимой).

«Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций», — сказано в сообщении.

Однако в СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено аж несколько пунктов про двигательную активность. «Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм)», — указано, например, в пункте 10.21 документа.

Кроме того, зафиксированы часы предельно допустимой нагрузки: для первоклассников — 21 академический час, а для старшеклассников — 34 или, при шестидневке, 37 часов.

И, конечно же, предусмотрены требования к санитарному состоянию пищеблока (п. 12.14) и режим питания детей и подростков.

Недавнее исследование ученых из университета Лидса показало, что отсутствие утреннего завтрака в рационе учащегося сказывается на его успеваемости, вплоть до того, что у тех подростков, у кого нет привычки завтракать, а таких оказалось 29%, наблюдаются низкие оценки. В эксперименте участвовали школьники и студенты в возрасте от 16 до 18 лет.

Сидячий образ жизни в школе, перегрузка учебной программой и дополнительными курсами после уроков, ненормированные прием пищи — всё это может стать причиной нервного напряжения. О здоровье детей, как физическом, так и психологическом, на котором сказываются эти условия, «Московским ведомостям» рассказала старший психолог и бизнес-тренер Тренинг-центра «Альта БАРС» Татьяна Захарченко. «Любые перегрузки сказываются на них крайне негативно, и, естественно, это отражается на успеваемости. Ребенок просто не может усвоить весь объем информации, который ему необходим по школьной программе. Он может сидеть за книжками часами, зубрить одно и то же, при этом, когда у него не получается ничего запомнить и понять, он начинает чувствовать себя неполноценным. Думает, что с ним что-то не так, ведь ему задают эту информацию, ее необходимо выучить — значит, это возможно. Соответственно, мы получаем еще травматические, психологические сбои. Главный помощник в этом случае, конечно, родители. И мама, и папа», — считает психолог

Реклама